Зачем: Никакая деятельность не может осуществляться здоровым образом без нормального функционирования внимания, восприятия, мышления.
В психологии мы можем увидеть один из вариантов формирования личности на основе развития данных функций и сложения разных их частей.
Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление — явления органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.
Высшие психические функции — логическая память, произвольное внимание,
творческое воображение, мышление в понятиях.
Показатель личности — соотношение натуральных и высших
психических функций. Чем больше в человеке представлено
культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и
собственным поведением, тем значительнее личность.
Очевидно, что для нормального развития человека необходимы тренировки внимания, восприятия, мышления, речи. Во всех традиционных культурах можно найти описания этих тренировок.
Что это такое: Направление mindfulness (осознанность (англ)) занимается управляемой способностью человека сосредотачиваться на выбранных событиях и ощущениях и контролировать свое внимание. В современной клинической психологии подчеркиваются два компонента осознанности: осознание своего ежеминутного опыта без осуждения и его принятие.
В современной психологии принято разделять внимательность (cognitive attention) и осознанность (mindfulness). Связь между ними еще до конца не изучена. Считается, что именно осознанность помогает человеку контролировать свое внимание и воспринимать действительность с позиции наблюдателя без поспешных оценок, что дает возможность выбора реакции. Также управление вниманием нужно для простройки результативных и эффективных процессов.
Что дают упражнения на начальном уровне: возможность наладить контакт с телом, начать понимать, как мы ощущаем через него физические, эмоциональные, ментальные процессы, что происходит при контакте с чем-то внешним. Можно по-другому оценить обычные вещи – как я дышу, ем, хожу, двигаюсь и пр., рассмотреть, что и как влияет на качество этих процессов.
Зачем это нужно: именно через ощущения в теле мы получаем информацию обо всем. Это-выстраивания восприятия, необходимого видиния реалистичной картины мира.
В результате таких практик человек начинает лучше идентифицировать процессы и состояния, учится их наблюдать не теряя собранности, в результате чего лучше управлять собой, контактировать с внешним. Конфликтовать, используя ситуацию как точку роста, вступать в открытый диалог можно только из состояния наблюдения, когда человек не захвачен ситуацией.
В контексте нашего похода мы делаем упражнения затрагивая знакомство с травами в сочетании с изучением чая, как знакомого всем напитка и растения, где есть возможность сравнивать результаты и отслеживать изменения. Чай оказывает ощутимое воздействие на физику,что служит маркером и проявлением нашего влияния на процесс, при этом легко наблюдать, что происходит, и делать выводы. Поскольку в работе с травами, как и с чаем, нет никаких четких указаний, как именно их, например, заваривать, развитие чувствительности и умения различать импульсы очень важно. В дальнейшем этот опыт можно применить к любой сфере-питанию, организации пространства, составлению графика, общению и др.
При этом в группе очень важна обратная связь, которая позволяет расширить личный опыт и получить опыт другого вида коммуникации.
Почему это важно:
|
К отдаляющим личностным характеристикам относятся |
К приближающим личностным характеристикам относятся: |
1 |
необязательность, недобросовестность, пренебрежение обязанностями и данными обещаниями |
ответственность, добросовестность, выполнение обещаний |
2 |
плохая переносимость опеки и контроля |
соблюдение правил и договоренностей |
2 |
зависимость от значимого лица, подверженность групповому влиянию |
реалистичность восприятия, самостоятельность, независимость,цельность |
4 |
нечувствительность к социальной дистанции |
соблюдение социальной дистанции, пониманиеграниц, взаимовлияния, проявления через уважение |
5 |
плохая переносимость одиночества, отсутствие способности к уединению |
умение переносить одиночество и находиться в уединении,
|
6 |
избегание конфронтации с другими людьми, даже в случае своей правоты |
умение конструктивно конфликтовать, расширяя картину мира, но при этом уметь отстаивать точку зрения |
7 |
подозрительность и недоверие |
ясное восприятие и понимание других и себя, способность создавать, поддерживать и прекращать отношения, вступать в контакт и выходить из него |
8 |
неумение контролировать и проявлять эмоции и выражать чувства |
умение контролировать и проявлять эмоции, выражать чувства |
9 |
чрезмерный контроль своего поведения |
Искренность, открытость, честное проявление себя |
10 |
пассивность, несамостоятельность, отсутствие инициативы |
энергичность, активность, инициативность |
11 |
стремление всем нравиться, быть хорошим для всех,
ориентация на помощь и одобрение со стороны партнера
|
сохранение аутентичности в общении и взаимодействии с партнером, центрированное проявление себя |
|
|
|
Чтобы установить гармоничные межличностные отношения, необходимо корректировать отдаляющие и развивать приближающие личностные характеристики.